Что мешает С 2011 г. на Краснокамском ремонтно-механическом заводе (КРМЗ) работает два робота-манипулятора: они заменяют трех сварщиков, рассказывает гендиректор КРМЗ Дмитрий Теплов. Закупка роботов обошлась в 6 млн руб. На наладку и запуск ушел месяц, а перед установкой роботов пришлось полностью модернизировать производство, говорит Теплов. В результате качество сварки повысилось и завод получил новых крупных заказчиков – нефтяную и атомную компании, уверяет гендиректор. Теплов объясняет успех роботизации тем, что у завода в 2003–2017 гг. был итальянский акционер – производитель сельхозтехники и КРМЗ изначально был хорошо автоматизирован.
По данным опроса, 62% респондентов не используют новые IT, потому что не знают, как их интегрировать с уже существующими системами. 52% респондентов сказали, что устаревшее оборудование несовместимо с новыми технологиями. А 62% респондентов объясняют технологическое отставание медлительными и негибкими процессами внутри компании.
Но большинство респондентов (76%) сообщили, что не внедряют новые технологии из-за нехватки специалистов, по данным опроса PwC. Представитель компании «Сибур» говорит, что компания для развития IT-проектов была вынуждена переманивать аналитиков, инженеров данных и разработчиков из банков, страховых компаний и интернет-корпораций.
Одна из важнейших помех – саботаж рядового персонала и менеджмента. Теплов рассказывает, что один из заводов Пермского края год назад попытался запустить роботов, но это сразу сделать не удалось: сотрудники боялись сокращений и отказывались работать с роботами. Очень часто против прорывных технологий выступают IT-департаменты – они боятся, что сторонние решения нарушат существующую систему, рассказывает Сергей Негодяев, управляющий инвестиционным портфелем Фонда развития интернет-инициатив.
Правильный совет Инициировать внедрение современных технологий в компаниях должны советы директоров, но на самом деле так не происходит, отмечают авторы исследования. Только 7% респондентов сообщили, что советы директоров курируют IT-проекты в компаниях. Чаще всего внедрением технологий занимается исключительно менеджмент, следует из опроса PwC. Игорь Беликов, глава Российского института директоров, говорит, что в большинстве российских компаний советы директоров играют лишь формальную роль.
Большинству директоров IT-проекты не интересны: 57% респондентов сказали, что встречаются с техническими директорами компаний не чаще двух раз в год. В компании «Северсталь» считают, что обсуждать IT-стратегию нужно не реже раза в квартал, а при необходимости проводить индивидуальные встречи членов совета с директором по IT, рассказывает представитель компании.
Проблема в том, что топ-менеджмент не всегда успевает внедрить новые технологии: в российских крупных компаниях гендиректора часто меняются. Например, в «Алросе» за последние годы сменилось четыре гендиректора, напоминает член совета директоров компании Олег Федоров. В российских компаниях IT-директор обычно управленец среднего звена без широких полномочий. В «Алросе» IT-директор не участвует в принятии стратегических решений, касающихся, например, разработки цифровой платформы для торговли алмазами, говорит Федоров.
Люди дешевле Экономический эффект от прорывных технологий сложно предсказать, говорит Солопов. Поэтому компании ждут, когда технологию протестируют другие игроки и поделятся результатами. Солопов вспоминает, что похожая ситуация была в 1990-е гг., когда компании по тем же причинам не хотели использовать ERP-системы, а сейчас такие системы есть даже у небольших компаний.
Но главная причина технологической инертности российского бизнеса – отсутствие конкуренции, уверен председатель совета директоров IT-холдинга IBS Сергей Мацоцкий. У компаний нет стимула тратить деньги на инновации и лишний раз рисковать, отмечает он. Например, промышленные предприятия не инвестируют в роботов, потому что в России дешевая рабочая сила: инвестиции в оборудование окупаются минимум за 3–5 лет, отмечает Алиса Конюховская, вице-президент Национальной ассоциации участников рынка робототехники.